СЕРДЦЕ АНТОНОВА СНОВА СВОБОДНО


Юрий Антонов дал самый первый концерт на нынешнем «Славянском базаре в Витебске». И также первым провёл «Звёздный час» в этом году. А накануне фестиваля  Юрий Антонов был награждён Орденом Франциска Скорины.
                                                                                                                                                                                                                                                                               
Antonov
Я был чрезвычайно тронут этим обстоятельством, поскольку меня связывают с
Беларусью многие годы жизни. Здесь я провёл и молодость и юность, работал в Белгосфилармонии. В ту пору (это был примерно 1966-ой год), в Минск приехал Владимир Мулявин, тогда ещё неизвестный музыкант. У меня в то время был маленький эстрадный коллектив. И руководитель филармонии сказал мне: «Юра, пришёл хороший музыкант, может посмотришь его в свой коллектив? Правда, у него жена своеобразная». В чём было это своеобразие? Я впервые в жизни услышал художественный свист. Она свистела различные мелодии. Я посмотрел этого музыканта и он мне понравился. Я взял его в ансамбль и некоторое количество времени он поработал у нас гитаристом. Так состоялось моё знакомство с Владимиром Мулявиным, который стал легендой не только белорусской, но и советской музыки.
Юрий Михайлович, хотя вы родились в Ташкенте, но ваше детство прошло в Берлине, где служил ваш отец офицер. Чем запомнилось вам немецкое детство?
Отец работал в военной комендатуре. Помню потрясающие рыбалки, на которые меня всегда брали. Ну что можно о Берлине сказать, если он был весь разрушен. Там же камня на камне не было. Я видел, как изменились мои отец и мать. Они одевались в европейскую одежду. У меня до сих пор есть все эти фотографии. Это совершенно модные люди, в необычных шляпах, платьях, костюмах. Сейчас смотрю эти фотографии и думаю: «Боже мой, это же были 47-48-ой годы». Помню, как отмечали дни рождения. Собирались огромные комендатурские компании, пели песни, фотографировались. Всё это есть в моём фотоархиве.
А когда вернулись в Советский Союз, ощутили разницу между советским менталитетом и немецким?
В таком возрасте это ещё неощутимо. Мы приехали из Германии в Минск. Квартиры не было и нас поселили в Доме офицеров. Минск тоже был разрушен. А Дом Офицеров сохранился. Когда я бываю в Минске, пытаюсь побродить возле него. Очень навевает воспоминания...
Как вы оказались в Молодечно?
Отца направили в военный комиссариат и я там несколько лет приобщался к музыке. Нынче это маленький городок, а в то время он был областным центром. Потом там область ликвидировали, а я поступил в музыкальное училище, которое через год перевели в здание бывшего областного КГБ. Это было большое каменное здание с подвалами, по которым мы с детским интересом бродили, давая волю своему воображению. Молодечно остался в памяти как добрый городок, в котором прошла моя ранняя-ранняя юность.
С 1985-го года вы начали записывать альбомы на Западе — в Финляндии, Югославии. Работа в студии там чем-то отличалась от советской?
Сейчас уже ничем не отличается. А в ту пору значительно отличалась. Высоким профессионализмом звукорежиссёров. Студийными музыкантами - у нас такое явление практически отсутствует . Так как сегодня у нас записи в основном проходят в местечковых студиях. Порой просто дома на компьютер записывают и назавтра приносят на радио. В Финляндии шикарные студии. В СССР тогда была единственная студия в Москве — «Мелодия». Там была очень хорошая акустика и в ней было записано много классической музыки. Эти записи ценятся на Западе и думаю, они уже там все и находятся.
Почему в 80-ые годы вас потянуло на репертуар для детей?
Меня не потянуло. Инициатива исходила от Михаила Пляцковского. Мы с ним были в очень дружеских отношениях, и как-то при встрече на фирме «Мелодия» он говорит: «Юра, я написал сказку для детей, может ты попробуешь написать для неё музыку?». Я так удивлённо на него посмотрел... Какая там детская сказка, тут бы шлягерочек ещё какой выдать. Он долго настаивал, и в конце концов я сказал: «Миша, напечатай текст». Он напечатал 20 песен, я написал к ним музыку, получилась детская музыкальная сказка «Приключения кузнечика Кузи».
Почему в «Песне года» Вас давно не видно?
Я отказываюсь, не хочу там выступать. Хотя я очень дружу с Игорем Крутым уже много-много лет. Но в какой-то момент я решил для себя, что для меня эта передача неинтересна. Я не люблю такие передачи, в которых участвует много-много артистов. Там есть очень уважаемые мною исполнители, но есть и люди, которые ещё недостойны выступать на большой сцене. Но по некоторым обстоятельствам они на ней появляются. И я для себя сказал: «Мне это неинтересно».
Были ли попытки со стороны Аллы Пугачёвой пригласить вас на «Рождественские встречи»?
Нет, я же сказал — я не люблю участвовать в массовках.
Независимо оттого, кто их организует?
В массовке. Кто хочет услышать мою музыку, приходите на мой концерт.
У вас никогда не было желания поучаствовать в «Евровидении»?
Никогда. Я и сейчас воспринимаю его как юморной фестиваль. Потому, что к нему не может быть серьёзного отношения — это непрофессиональный фестиваль. Это шоу самодеятельности, на котором иногда появляются профессиональные люди. И чем дальше этот фестиваль проходит, тем хуже он становиться. Это зрелище для домохозяек.
Что нужно, чтобы вернуть вместо нынешнего шоу-бизнеса старую добрую советскую эстраду?
Не получиться. Надо вернуть ту жизнь. Не бывает ничего изолированного.
Сегодня другая, более циничная, агрессивная жизнь. Но сейчас у людей больше возможностей себя проявить. И нельзя забывать советские худсоветы, чрез которые я полностью прошёл «от и до». Я их никогда не забуду.
Почему вас так долго не пускали на радио? Вас кто-то не пускал?
Зачем сейчас вспоминать прошлое? Кто сейчас эти люди, которые не пускали? Где они? Эти министры культуры? Эти начальники управлений культуры?
Расскажите пожалуйста про своё животное хозяйство. (Смех в зале).
У меня уже почти зоопарк. Помимо собак и кошек у меня живёт маленькая вьетнамская свинья Борька. Павлины, кролики разных пород. Причём в свободном полёте, бегают по всему участку. Цесарки, индонезийские утки. Рыбы очень много — можно ловить.
Свинку назвали в честь Моисеева?
Нет, ну что вы, зачем вы так. Не называйте фамилий, прошу вас. Это мои коллеги, я к ним отношусь с большим уважением. А свинку так назвал хозяин, который его продавал. А Борька так перерыл свой загон, будто драгоценности ищет.
А это легенда или правда, что у вас все кошки — рыжие?
У меня два дома. В новом доме, в котором ещё заканчивается строительство и идёт отделка, практически все кошки рыжие. Так получилось, там почти 20 рыжих кошек. А в доме где я ещё живу, они разные. И там их, кстати, тоже 20.
Вот вы животных очень любите. А вы вегетарианец?
Да нет, я себя за это всегда ругаю. Но иногда люблю и шашлычок, и что-нибудь такое, но всегда почему-то думаю: «Зачем я это делаю?». Но... вкусно.
Вы обещали четвёртый раз не жениться, не передумали?
Передумал. Вчера бродили по Витебску, но ничего пока не нашли. Зашли в местный универмаг, побродили по магазинам. Кстати, купили пару очень хороших вещей. Что вызвало у меня некоторое удивление — даже в Москве иногда таких вещей не купишь.
Так ваше сердце свободно?
Свободно, свободно.
Вы позволяете петь ваши песни?
Я не запрещаю петь на концертах, пойте на здоровье, но то, что выходит в эфир, должно контролироваться. А если люди хотят исполнить песню на концерте — я не имею права запрещать по всем нашим законам авторского права.
Над чем вы сейчас работаете как композитор?
Старая студия в старом доме уже ликвидирована, а новая студия ещё не смонтирована. Открою секрет — я большой любитель аналоговой музыки. И для концерта на «Славянском базаре» мы специально заказали аналоговый пульт. Потому что с цифрой мы не работаем. Все остальные концерты фестиваля проходят на цифровых пультах. Всё то оборудование, что у меня монтируется в новой студии, закуплено на аукционах в Америке. Это старые инструменты, выпускавшиеся в 50-ых, 60-ых годах. Это микрофоны, выпускавшиеся в 50-ых годах. Я купил несколько таких очень дорогостоящих микрофонов. С одной стороны, это антиквариат. Но с другой стороны — это то оборудование, которым работают все мировые студии. Все значимые, хорошие студии. И пульт я привёз из Лондона. Смотрю на него, и не нарадуюсь. И новая студия будет полностью аналоговая, ламповая, и звук будет настоящий.
У вас огромная коллекция гитар. Это коллекционные вещи?
Нет, любая гитара для профессионалов, изданная в США до 70-го года, считается лучшим, что было произведено в гитарном деле. Стоимость гитары 50-ых на аукционе может доходить до двухсот тысяч долларов. Ну у меня всё гораздо скромнее. Я покупал инструменты 70-ых годов, конца 60-ых. Не потому, что я их коллекционирую. А для того, чтобы был хороший звук. Чтобы была качественной вся линейка звука: гитара, струны, шнур, пульт, усилитель... У меня усилитель из США 66-го года. У нас в магазинах такие продаются выпуска двухтысячных годов. Когда мои музыканты их сравнили, мы поразились, насколько же огромная была разница. Качество и благородное звучание инструмента и усилителя нас поразило.
Вы человек не бедный, обеспеченным были и в советские годы, считаете ли вы совместимым творчество, талант, музыку, и деньги? Насколько это совместимо?
Деньги в СССР у меня тоже были, но все были уравновешены, меня выравнивало со всеми то, что я всё равно на них ничего не мог купить. Они дают свободу, с ними приходит спокойствие. Но кичиться этим, как некоторые русские за рубежом, я бы никогда не посмел и мне стыдно за таких русских. Я стараюсь себя вести более-менее скромно.
Что для вас означает понятие «Здоровый образ жизни», и удаётся ли его придерживаться в гастрольной жизни??
Я стал понимать это в последние годы. Активно понимать, потому что артистам, постоянно находящимися в дороге, живущим в гостиницах, приходиться и питаться тем, что производиться в этих гостиницах. Такое питание очень отрицательно влияет на здоровье, и следовательно — на работоспособность. Я после концертов очень устаю. И два концерта в день уже не могу давать. А порой и через день приходится выступать. Возраст уже влияет очень сильно. Ну, свинину не ем, водку не пью. Спортом? Может, удастся заниматься им в будущем. Я себе построил хороший бассейн и буду там купаться.
Как готовитесь к концертам, может, какие ритуалы есть?
Для меня это любимая работа, и не вижу причин из-за неё нервничать. Только состояние здоровья уже не всегда позволяет в полной мере провести концерт, иногда приходиться сокращать программу. Но это всё связано с физическим здоровьем, но никак не с психологическим состоянием. У меня прекрасный коллектив, мы очень много репетируем, у меня профессиональные музыканты, я знаю, что они не подведут.
Кто и что придаёт вам силы в этой жизни?
Ну если я скажу — лекарство... Я люблю природу, животных. Тот участок земли, который у меня есть, доставляет огромное удовольствие. Тем более, что я там сам всё сделал собственными руками. Это вызывает у меня приступ восторга, от самого себя. Я приезжаю и смотрю: «Неужели я это сам сделал?». Оказывается, сам.
Старые альбомы переиздавать не планируете?
Почему? Я их все записал. Все мои старые альбомы были записаны в той технологии цифровой записи, которая впервые появилась в Советском Союзе. А сейчас я 57 песен переписал вживую. Там только живой звук. Голос? Тоже новый.
Вы обещали написать мемуары, в которых собирались всех разоблачить?
Не разоблачить, а истину рассказать. Я уже пять лет даже музыкой не занимаюсь. Концерты я конечно, работаю. Но уже ничего не сочиняю. Потому, что меня полностью поглотило строительство дома. Я лично контролировал всё «от и до». Сначала надо закончить главную стройку в моей жизни.
Каким вы видите перспективы аналогового направления в музыке?
Честно — я любитель аналоговой музыки, а есть любители цифровой. Цифровое оборудование удобнее в обращении, их пульт в три раза меньше, и а каналов в нём в пять раз больше, но звука — нет. И не может быть, потому что цифра — это цифра. Она не даёт живого бархата звука. Если цифровые технологии добьются звучания лампы, тогда век аналоговой музыки закончиться. Но в ближайшем будущем такой перспективы даже не просматривается. И даю вам гарантию, что звук на моём концерте отличался от звука всех последующих концертов на «Славянском базаре». Обыкновенный человек может, не всегда заметит разницу, но профессионал разницу всегда слышит и понимает.Antonov
По Москве до сих пор ходят легенды, как вы приходили на Горбушку, и громили там киоски с пиратскими дисками.
Это неправда. Я был на Горбушке два раза в жизни. Ничего не громил. Но приходил я в сопровождении УБЭПА. Ничего мы не громили, просто проверили.
Как вам нынешний «Славянский базар»? Изменилась ли витебская публика?
Разговаривал недавно с Родионом Бассом, вспоминали дела давно минувших дней. И тот фестиваль, на котором я был последний раз. Оказалось, что это было почти 14 лет назад. Я был к тому же ещё членом жюри. Фестиваль тогда был совсем другим. В памяти осталось, что в дни Беларуси, Украины, и России каждая делегация накрывала поляну. Как сейчас помню украинскую поляну. Такие гарные хлопцы в шароварах с чубами... И на этом приёме я оказался вместе с Бабкиной. Мимо проходил гарный хлопец с подносом, на котором были котлеты по-киевски. Я случайно взял одну, откусил... Я клянусь— я съел 12 котлет... Бабкина смотрела на меня круглыми глазами... А я в ту пору ещё выпивал чуть-чуть. Там шла горелка с перчиком. И я горелку с котлетами умял как семечки. Возили нас на какие-то озёра купаться ... Прекрасные воспоминания... Честно вам скажу, всё по другому было, как-то более душевно всё происходило. Сейчас фестиваль более консервативен.
Мы все сегодня выслушали Юрия Михайловича, и выяснили, насколько же это умный, радушный, добрый человек. Откуда же этот миф, что он плохо обращается с журналистами, посылает их, не хочет давать интервью?
Я честно говорю: посылаю. Уровень журналистики хромает. Человек приходит брать интервью, говорит два слова, и я прекрасно понимаю, с кем имею дело. И мне физически уже не хочется разговаривать. Когда я встречаюсь с профессионалом, который задаёт умные, даже сложные вопросы, когда приходится крепко задумываться, чтобы правильно ответить, это уже совсем другая ситуация. С большим сожалением должен констатировать, что мне больше приходилось общаться с дилетантами, чем с профессионалами. А так как я человек весьма эмоциональный, то я не стараюсь скрыть свои эмоции.
Сергей Римша. Полацк. Фото автора. ©




Стартовая страница

счетчик посещений


Узнай свой IP адрес



Rambler's Top100 Интернет-статистика

Яндекс.Метрика


Hosted by uCoz