ПАТРИОТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
-
Самое сильное
впечатление от «Звёздного часа» Иосифа
Кобзона — то, что мегазвезда советской
эстрады — самый настоящий русский
патриот, горячо любящий свою огромную
Родину. И не просто любящий её, но и
очень много сделавший для того, чтобы
она была процветающей и культурной
страной.
-
Уже в кулуарах Иосиф
Давыдович отметил, что «Славянский
базар» больше не соответствует своему
названию: слишком много приезжает не
славянских участников.
-
Андрей Князев, "Мир новостей":
-
— Иосиф Давыдович, как вы
считаете, нужна ли цензура на эстраде,
и если да, то в какой форме она могла бы
быть?
- — Как раз перед отъездом на
«Славянский базар», 9-го июля, я проводил
кастинг на уже международный конкурс
«Пять звёзд». Конкурсанты — молодые,
красивые, способные. Но что они поют!
Качество — отвратительное. Я уже не
говорю о репертуаре Шнура. Да, существует
например, жанр блатных песен, но не для
того же, чтобы это выносить на эстраду,
на публичное исполнение. Поэтому убеждён
- должна быть художественная цензура,
именно худсовет, состоящий из
профессионалов в музыке. Я помню
совершенно невероятный случай в Минске,
на вечере памяти Петра Мироновича
Машерова
— покойный Владимир Мулявин
пришёл ко мне с Игорем Лученком и просит: «Поговори с министром культуры: мне
запрещают петь на этом вечере. У меня
с собой инструмента нет, я хочу под
фонограмму исполнить, а министр культуры
фонограмму не разрешает». Впоследствии,
будучи председателем комитета по
культуре Государственной Думы РФ, я
боролся за такое принципиальное
отношение к профессионализму, но
безуспешно. Я считаю, что когда министр
культуры запрещает глыбе отечественной
национальной культуры Мулявину петь
под фонограмму
— это не конъюнктура, а принципильная позиция. В Беларуси
бережно относятся к национальной
культуре. Чего стоит только «Славянский
базар». В Москве близко нет такого
сооружения, как ваш амфитеатр. У нас
был потрясающий «Зелёный театр»
в парке им. Горького, сейчас он стоит в
развалинах. И я как советник по культуре
Юрия Лужкова, говорю: стыдно, но в Москве
нет ни одного летнего фестивального
театра. А Беларусь заботиться о своей
культуре. И я очень рад, что
национал-патриотизм руководит всеми
действиями тех людей, которые несут
культуру в массы. Сегодня проблема уже
не только в качестве музыки. Нынешние
российские FM-радиостанции
ведь ничего русского не передают.
Почему мне нравятся белорусские —
искренне говорю - что на них ситуация
иная. Поэтому не надо пугаться слова
«цензура» — она и для печати нужна, в
том числе и для «Мира новостей» тоже.
Ну кому какое дело, чем болен Кобзон —
неужели других тем нет в стране? Ну
пишите, что у Кобзона ангина, пишите,
что он по утрам пъёт кровь младенцев.
Пишите, больше ведь «Миру новостей»
нечем привлечь внимание читателей.
Ведь вашу газету не читают, поэтому
вам больше нечем привлечь внимание -
только кто с кем развелся, кто где
напился... Кроме судебных органов,
которые занимаются разрешением
конфликтов. должна быть ещё и человеческая
этика. Я спрашивал у председателя Союза
журналистов России Всеволода Богданова: «Вы хоть одного человека исключили
из Союза журналистов, если за напечатанный
пасквиль он проиграл судебный процесс?» — «Нет». Ну о чём тогда говорить?
-
Журналистское
киллерство - это мой термин. Потому что
я столько выстрадал от журналистов...
«Вот вы сейчас находитесь в онкоцентре
на Каширке, расскажите, что с вами
делают?». Журналисты сами порождают
взаимное хамство и неуважение.
- Судиться сейчас нет смысла.
Если бы можно было разорить хоть одну
газету, если бы я мог выставить моральный
ущерб на миллион долларов, в следующий
раз они бы подумали, писать или не
писать. А если журналист за статью
получает 20 тысяч долларов, а проигрывая
суд по этой публикации, получает штраф
50 тысяч рублей, значит, закон не защищает
граждан от клеветы. Поэтому и возникает
это бумажное килерство.
- Анатолий Стародубец "Труд":
- — Вы много бываете за
границей - есть ли там общественные
комиссии по нравственности и приносят
ли они пользу?
-
— Я уже 12 лет, четыре созыва
подряд избираюсь в Госдуму. Хотя не
отношу себя к политикам, а просто к тем
людям, которым интересно работать с
избирателями.
- Потому что они никогда повторно
не проголосуют, если их депутат не
сделал ничего полезного. Трижды работал
в комитете по культуре. Первый раз —
заместителем председателя у Говорухина,
второй — у Губенко, третий созыв сам
был председателем. Сейчас я работаю в
комитете информационной политике.
- Мы с Говорухиным создали закон
«Об ограничении сексуально-эротической
продукции в средствах массовой
информации», который прошёл все чтения
и получил одобрение в Совете Федерации,
но господин Ельцин его запретил, наложив
вето. А к нам предъявляют претензии: «Как вам не стыдно, вы же работаете в
Госдуме, почему вы не издаёте закон,
почему вы не запрещаете эту пошлость
в СМИ» Как же и что мы можем сделать,
когда президент накладывает вето?
Последние чтения стояли у входа в
парламент типы с физиономиями алкоголиков
с 9 до 10 часов, пока депутаты идут на
работу, с плакатами: «Руки прочь от
сэкса». Ну что могут сделать депутаты,
которые пытаются бороться с этим? У
меня вырастают, слава Богу, пять внучек
и внук, и я хочу, чтобы они росли в
нормальном обществе. Но я ничего не
могу сделать с этим обществом. Мы
инициировали законопроект закона
«Совета по нравственности». предварительно
выяснив - существуют ли аналоги в других
странах? Оказалось, существуют. Наиболее
продуктивно работает такой закон во
Франции. Там можно транслировать в
электронных СМИ зарубежную музыку
максимум на 20 %. То же самое с показом
фильмов. Так охраняется национальная
культура, нравственность. Проявляется
национал-патриотизм. Почему у них до
сих пор сохранился такой жанр, как
«шансоньет» — потому что они охраняют
свою национальную культуру.
- И нам бы не нужен был «Закон
по ограничению сексуально-эротической
продукции в СМИ» если бы у нас существовал
Совет по нравственности. Но законопроект
о нём не прошел согласование. По
регламенту законопроект, который
проходит первой чтение в Госдуме, дальше
идет на согласование в правительство,
правовое управление президента и в
администрацию президента. Если он не
прошёл эти согласования, на второе
чтение его лучше не выносить - он все
равно не пройдет. Вот там он и пылится
на полках, как и мой законопроект «О
защите чести и достоинства гражданина
России». Я считаю, что Совет по
нравственности, как и худсоветы должны
существовать. Надо оздоравливать
моральное состояние общества.
- Элеонора Езерская, белорусская
теле - и радиоведущая:
- — У нас сейчас 75% в эфире
должно быть белорусского репертуара.
Но когда я слышу, что поют, я думаю -
лучше бы этого не было. Потому что это
можно называть как угодно, но к музыке
это никакого отношения не имеет. А чего
стоит передача «В субботний вечер» на
РТР?
- — Что касается «Субботнего
вечера», то его формат определяют не
ведущий его Басков, и не зрители, это
определяет руководство канала. А у них
одна и та же фраза, за которую я бы
расстреливал, как в 1937-м году - "Не
формат". К ним приходишь и спрашиваешь
- «Почему у вас не звучит в эфире русская
песня? Как вам не стыдно?» Отвечают -
«Не формат». Как с этим бороться, когда
канал федеральный, то есть государственный,
а руководит им один человек? Когда я с
этим обращался к президенту Путину, и
говорил: «Владимир Владимирович, ну
так же нельзя. Я президент детского
фестиваля «Кинотаврики». Он проводится
в дни школьных каникул, потрясающий
фестиваль, учит детей патриотизму и
любви к России. Почему его не показывает
ни один канал?». Он отвечал: «Я не
приказываю телевидению. Вы слышали,
чтобы я приказывал телевидению?» Я
говорю: «Владимир Владимирович, не надо
приказывать, ну хотя бы порекомендуйте»...
- Уже на третий вопрос отвечаю,
и о чём бы мы не говорили, а всё получается
об одном: об уровне нашей нравственности
и культуры. За которую надо бороться.
- Константин Баканов. «Новые
Известия» Москва:
- — Максим Галкин сорвал вчера
бурю оваций, спародировав Вас. Сколько
себя помню, пародисты Вас не оставляли
без внимания. Как вы относитесь к
пародиям, как реагируете на пародии на
себя?
-
— Первый пародист у нас был, к
сожалению, погибший в авиакатастрофе,
Виктор Чистяков из Ленинграда. Он всех
популярных актеров пародировал. О себе
я не слышал ни одной злой пародии. Даже
если есть элементы насмешки, я не обращаю
внимания. Если пародируют, значит мимо
твоего творчества не проходят. Хотят
— пусть пародируют. Я никаких претензий
Максиму Галкину предъявлять не собираюсь.
- — В марте вы стали почётным
профессором МГУ. У вас добавились новые
обязанности?
-
— У меня очень много наград,
которые носят чисто символический
характер. Я академик восьми академий
наук. Я действительный член Академии
Художеств России, Почётный профессор
МГУ, МВТУ им. Баумана. Это чисто награды
чисто символические, не несущие никаких
обязанностей. Наоборот, я могу например,
порекомендовать человека для поступления
в МГУ. Я конечно, себе этого никогда не
позволю, но ректор МГУ Садовничий,
вручая диплом, сообщил мне об этой
возможности. Я никогда не носил никаких
наград, кроме одного, дорого для меня
звания, которое я спас, когда начиналась
русская революция 1991 года. Звание
"Народного артиста СССР". Когда
все с испугом перестали упоминать это
звание, я вышел и сказал объявившей
меня «Народным артистом России» Ангелине
Вовк: «Лина, пожалуйста, объяви меня
как положено - «Народный Артист
Советского Союза». Хотя раньше мне это
было не принципиально. Но после развала
СССР мне это стало важно.
- Мы обратили внимание - вы в
Беларуси болели за Россию, когда она
играла в Кубке УЕФА, в финале чемпионата
мира по хоккею, как за свою команду.
Культура и спорт поднимает дух патриотизма
в нации, в человеке. Я считаю, это звание
— «Почетный профессор МГУ», обязывает.
Я им обещал давать мастер-классы и в
случае необходимости встречаться со
студентами журфака и общаться с ними,
в частности, по вопросам культуры на
эстраде.
-
— Внуки много хлопот доставляют?
-
— У меня каждая внучка, поет
свои песни. Я каждой внучке - а их всего
пять, посвятил свою песню. И у нас такая
семейная дискотека. И внуку уже появилась
песня. Внук у меня очень своеобразный.
Он кореец - сын во втором браке женился
на кореянке, и внука Михаила мы называем
"Чингисхаником". Самая популярная
песня - посвященная третей внучке. Она
самая продвинутая, мы ждали внука,
хотели назвать Мишкой. Родилась внучка,
и мы её назвали Мишель. Проблема в том,
что я много работаю, все время в поездках,
и слишком мало их вижу. И когда
возвращаешься из поездки, видишь внуков
- это и есть счастье. Возникает ощущение
счастья, возвращение в детство, ощущение,
что выполнил свою миссию на Земле. Я
уйду, но у меня останется богатое
наследство на Земле. Так что я счастлив
и рад, что у меня есть внуки.
- — В конкурсе «Пять звёзд»
на попадание в полуфинал было 120
претендентов. Какие критерии Вы, как
председатель жюри, применяете для
оценки артистов?
-
— Критерий один - чтобы слушатели
услышали талантливого исполнителя. Из
этих 120 человек, которые прослушивались
на кастинге, мы, к огромному сожалению,
имеем право, представить только одного
исполнителя от России. Потому что будет
представлено 15 исполнителей от каждой
бывшей советской республики
- Были хорошенькие, симпатичные,
способные, но качество ужасное. Потому
что они должны были исполнять авторские
песни. Я удрученно закончил заседание
жюри, в него входили Тамара Гвердцители,
Игоря Матвиенко, ещё два человека. Я
тогда вышел, сказав: «Ребята, что хотите,
то и делайте, кого хотите, того и
оставляйте. Я ни одного человека не
назвал. Мне никто не понравился». Я
оставил им свой бюллетень и ушел. Кого
они оставили — я не знаю. Но может быть
стыдно, когда мы в Сочи представим
Россию посредственным исполнителем.
-
— Ваше мнение о конкурсе
"Евровидение".
- — Сложилось мнение, что это
ангажированное мероприятие. И голосование
носит ангажированный характер.
- Я председатель жюри на "Пяти
звездах", на "Ялте-транзите", на
других конкурсах. Хочу сказать - ведь
не главное, как пройдет конкурс, или
какие появятся конкурсанты, а важно
проследить их дальнейшую судьбу и
помочь этим исполнителям после конкурса.
Потому что бывает обидно, вот проходит
конкурс "Новая волна" - а вы запомнили
кого-нибудь из исполнителей? Тоже самое
- семь "Фабрик звёзд".
- Для меня главное не звание
лауреата. Пугачева получила на одном
из конкурсов в 1974 году, благодаря мне
— и она это знает - одну из четырех
третьих премий. То есть я уговорил
председателя жюри Силантьева: «Юрий
Васильевич, ну посмотрите какая
талантливая девочка, как она искренне
спела". А он в ответ: "Отстань ты
со своей Пугачевой». Кто был тогда
лауреатом первой премии? Венера
Майсурадзе. Это к тому, что через месяц
Пугачева стала знаменитой на всю страну
и на всю Европу после исполнения своего
«Арлекино». А поехала она на «Золотой
Орфей» случайно, потому что заболел
Лещенко и её в спешном порядке Слободкин,
который был тогда её и мужем и
художественным руководителем, её
быстренько протолкнул. И она спела
«Арлекино» и стала знаменитой. Поэтому,
какое кто место займет на «Славянском
базаре», это важно только для этого
исполнителя. и для продюсеров, которые
его привезли. Но главное - что будет
дальше с этими исполнителями. Кто им
поможет дальше им свою судьбу определить
— это для меня главное. Поэтому конкурсы
типа «Евровидения» - это всего лишь
этапы большого пути. И не более того. Я
к этому отношусь достаточно скептично.
«Ах, победил на «Евровидении!» Ну и что?
Кто победит меня, здесь, на концерте?
Победил на «Евровидении»? Но это может
быть случайной удачей. Докажет ли он
эту удачу впоследствии? И поможем ли
мы ему себя создать в творчестве - это
главный вопрос.
- — Максим Галкин сейчас
часто рассказывает историю, как он
видел, что одна девочка бежала за Вами,
желая взять автограф, и назвала вас
Иосиф Виссарионович? Было ли такое, и
не обижаетесь на Максима?
-
— На Максима, я уже говорил, не
надо обижаться, а было это до того, как
родился Галкин. Мои музыканты шутили,
и когда подходили люди после концерта
и спрашивали их - «Как обратиться к
Кобзону?» они отвечали — «Иосиф
Виссарионович».
- Тут в разговор очень кстати
вмешался ведущий «Звёздного часа»
Виктор Татарский, явно выдав истинное
отношение Кобзона к этой ситуации:
«Сорок лет назад я вёл передачу «Вечерние
встречи» в Останкино, это был прямой
эфир. И я имел неосторожность назвать
Иосифа Давыдовича по отчеству. Он
подошёл ко мне после эфира, и сказал:
«У артиста есть имя, и отчество
совершенно лишнее.»
- — Мало кто знает про Ваши
концерты, например на Севере, при 45
градусах мороза. Расскажите про ваши
благотворительные концерты в Афгане,
сколько вообще их было? Там не было
инструментов, и вы пели акапельно, и
очень много и долго. И возвратившись в
Москву, вы послали потом в эту часть
фортепьяно? Это правда, или легенда?
-
— Я послал 30 гитар. Но не туда.
где пел акапельно, а на далёкие заставы,
где были наши пограничники, которые
несли тяжелую службу в Афганистане и
я очень рад, что общался с этими людьми.
Я могу без всякого хвастовства сказать,
что люблю быть первым. Я был первым в
районе острова Даманского, когда
случилась беда. Я первым поехал в
Афганистан. У меня было девять командировок
туда. Я первым приехал в Чернобыль. Я
первым вошел в "Норд-Ост" и вывел
оттуда первых детей. Я первым побывал
после первого окончания войны в Чечне.
Когда спрашивают - "Что, такой храбрый?"
- да нет. Просто вы не представляете,
какое это счастье, общаться с людьми,
находящимися в экстремальных
обстоятельствах. Это совсем другие
люди. Вот вы сидите здесь, вы совсем
другие. Не приведи Вам Господь, оказаться
в экстремальных условиях, вы будете
совершенно другими людьми. И мне очень
интересно с ними общаться. И я считаю,
что этот долг нам оставили в наследство
наши старшие коллеги и товарищи. Как
выступали наши выдающиеся деятели
культуры, и эстрадные в том числе -
Утёсов, Шульженоко, Русланова во
фронтовых бригадах перед нашими бойцами.
Вот и наш долг, когда случается беда, -
быть с этими людьми. Потому что мы одна
страна, один народ, и мы должны быть
рядом, вместе и в радости и в горе.
- Наталья Дроздова, "Витьбичи":
- — Ваша жизнь в основном
прошла в 20-м веке. Ощущаете ли Вы, что
уже живете в двадцать первом веке, что
чувствуете при этом?
- — Я не из тех людей, кто любит
лукавить с журналистами, мол «Каждый
возраст приносит новые ощущения...».
Врут. Ничего хорошего старость не
приносит. Я ощущаю, что возможностей
становиться всё меньше. Сейчас я
востребован. Вчера я вышел на «Славянский
базар» и наряду с другими исполнителями
имел свой успех. И сегодня выйду. До тех
пор пока я востребован,пока меня зовут,
я чувствую, что я живу. С возрастом
приходит опыт, знания репертуар, желания,
но не всё это осуществимо - возраст
отбирает физические силы.
- — Вы человек неугомонный.
Ближайшие творческие планы.
-
— Дума с пятого июля до 1 сентября
ушла в отпуск. 19 июля поеду к своим
внукам и целую неделю буду отдыхать.
Больше не получается. Потом — выступления
перед шахтёрами в Донбасе, и конкурс
«Пять звёзд», и поздравления на 70-ие
моего друга Леонида Кучмы в Крыму.
- Анна Платонова, "Железнодорожник
Беларуси".
-
— Ваши первые воспоминания
о железной дороге связаны с эвакуацией?
-
— Да, мама побежала за кипятком
и отстала от поезда. Мы, трое маленьких
сыновей с остались с бабушкой и сильно
плакали, но мама нас догнала через два
дня. Мы не знали куда едем — то ли в
Сибирь, то ли в Среднюю Азию. Приехали
в Узбекистан.
-
— Как могло случиться. что
комитет Госдумы по культуре возглавил
не Говорухин или Вы, а человек, которого
почти никто не знает. Не связано ли это
с коррупцией?
-
— Понимаете, мы неудобные — и
Говорухин, и Кобзон. Мы же действительно
воевали за культуру. Я даже вывесил
такой лозунг: «Только с спьяну или сдуру
средств жалеют на культуру». Я им
говорил, что «Только культуре и порядочным
женщинам денег не платят». Их ничего
не убеждало, и они решили, что лучше
назначить своего человека. В январе
в Болгарии после концерта меня пригласили
на встречу Владимир Владимирович Путин
и Дмитрий Анатольевич Медведев. И Путин
удивлённо спросил: «А кто сейчас там,
в комитете?»
- Медведев ответил
- — Юрист.
- — А почему?
- — Владимир Владимирович, я
ещё не президент.
-
Вы знаете, это беда не Кобзона
или Говорухина. Это беда культуры.
- Путин в январе сказал: «Пора
прекращать жадничать на культуру». Вы
знаете, как я обрадовался? Но это
оказалось пустым звуком для минфина.
Для Кудрина и для Голиковой, которая
тогда была его заместителем.
-
Сергей Соседов, газета
Сударушка". Россия:
-
— Зачем вам понадобилась эта
ужасная книга «Как перед Богом»? Там
столько фактов неточных и неправильных...
Например, что Гурченко повинна в смерти
внучки и очень нехороший человек.
- — Я никогда не писал книг и
всегда отказывал моим друзьям-литераторам,
которые предлагали мне написать мемуары.
Однажды мне обратился Николай Добрюха.
Я отказал, и тогда он попросил меня:
«Можно я просто буду ездить с Вами, и
когда у Вас возникает свободные минуты,
буду задавать по вопросику?». И я совершил
оплошность, сказав «Да, пожалуйста». И
он ездил со мной длительное время. Я
сказал ему: «Когда вы завершите собирать
эту книгу по частям, дайте мне её
почитать». Он согласился. Но издал её
без моего ведома. Когда я сам просмотрел
эту книгу, я понял что он совершил
подлость по отношению ко мне.
-
Я сказал ему, что подам в суд на
него, но он мне ответил «У меня ваша
доверенность, где вы доверяете мне
издание книги». Я наивный человек
никогда не писал книг. Он сказал: «Вы
же не будете бегать по издательствам,
дайте мне доверенность». И я подписал
доверенность. Я ему сказал что в таких
случаях бьют морду, но я запрещаю
переиздавать эту книгу.
- Вам не понравилось? Там ничего
не передёрнуто. Действительно, Гурченко
была моей супругой три года, и
действительно, она бросила свою дочь
Машу. И действительно у неё от наркомании
погиб внук, и действительно она не
пришла хоронить мать.
-
Нужно ли об этом писать? А тогда
почему не задаете вопрос Марине Влади,
нужно ли писать «Прерванный полёт» о
том, чем занимался наш любимый Владимир
Высоцкий?
- Мы, артисты, не являемся
неприкасаемыми людьми. Нас можно
критиковать, но справедливо. Да Гурченко
ещё жива. Может она вернётся к дочери
и внукам, исправит свои ошибки .
- Алла Борисовна обиделась, что
я сообщил её возраст. Я подчеркнул её
возраст, чтобы она поняла — время
уходит. Я по себе это знаю. Что нужно
использовать его, чтобы успеть ещё
что-то сделать. Она может ещё многое
успеть. Алла, к огромному сожалению,
позволяет себе то, что её нет сейчас на
«Славянском базаре». Вместо того, чтобы
петь, она свое время тратит губительно
для себя, неважно, в казино или ешё где.
А я люблю эту певицу и хочу её слушать.
- Почему нельзя об этом говорить?
Я же не о себе говорил. Вы обо мне говорите
всё что угодно. Никакой злобности и
зависти в книге нет. Мне нечего и некому
завидовать, я состоявшийся человек во
всех отношениях. Я хочу чтобы мои коллеги
были лучше, чтобы они с максимальной
пользой использовали эту жизнь.
-
Я много помогал и Леонтьеву, и
Коле Баскову. Я получаю удовольствие
от того, что я имею возможность помогать.
Когда я приехал в солдатской форме в
Москву и поступил учиться в Гнесинский
институт, мне помогали композиторы,
поэты, друзья, соседи по общежитию. И
наступило наконец время, когда я получил
возможность помогать людям, что я с
удовольствием и делаю. И одно время я
вообще запрещал рассказывать об этом
— у меня на протяжении уже четверти
века уже два подопечных детских дома
.
- А сейчас я издал большую книгу,
которая называется «Исцеление культурой».
Это плод многолетней работы в комитете
Госдумы по культуре».
- В конце своего «Звёздного
часа» Иосиф Давыдович рассказал об
одной из своих встреч с президентом
Советского Союза.
-
— После событий августа 1991-го
ко мне пришёл нынешний губернатор
Московской области Громов с вопросом
«Что мне делать?» Он в таком превентивном
заключении находился. Я тогда был
народным депутатом СССР и пошёл на
приём к Горбачеву. Я спросил его:
- — Как вы допускаете, что
двадцатилетние следователи допрашивают
Героя Советского Союза?
-
— А что делать? Ты же видишь,
что они себе позволяют?
- — Примите меры. Действенные
меры.
-
— Кровь прольётся.
- — Пусть сегодня прольётся
кровь десяти человек. Но зато это не
закончиться настоящей гражданской
войной.
- — Не могу. Я ведь пришел для
того, чтобы насаждать демократию...
©
Стартовая страница